Пономарева Н. Ю. "Общественный контроль в образовательных и социально-реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", так называемого "закона Димы Яковлева", Госдума приняла в 3-ем чтении 21 декабря 2012 года. Закон является ответом РФ на "акт Магнитского" и вводит запрет на усыновление российских детей гражданами США.

Душой все россияне за то, чтобы запретить усыновление детей злыми американцами, но вот «Закон Димы Яковлева» позиционируется как ответ на «закон Магнитского», как то неприлично выглядит. Чиновники прикрывать свои активы за рубежом детьми.Понятно, что обидно, когда тебя могут не пустить к своей собственности за рубежом, но причем тут дети? Более "жестко" уж и ответить нечем?

«Закон Димы Яковлева» надо было обсуждать после проблем Димы Яковлева, а не после «закон Магнитского». И напрашивается вопрос: «О чем думают наши чиновники? О тех погибших детях? О нас с вами? О государстве?» В первую очередь о своей частной собственности. А все остальное - средства для умножения этой самой их частной собственности.Если бы этот закон был принят сразу в ответ на несчастные случаи в США с нашими детьми, это была бы естественная забота о детях, хотя стыдно нашему государству, имея такие ресурсы, и плодя миллиордеровотдавать своих детей чужой стране. Дети нашему государству не нужны, а только как манипуляция ими, когда возникают их «чиновные личные интересы».

Государства принимают все необходимые законодательные, административные, меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Наказания детей государственных учреждениях:

  • запрет на посещение родственников,
  • лишение еды: завтрака, обеда, полдника, второго ужина,
  • ставят в угол,
  • не отпускают гулять,
  • не разрешают смотреть телевизор,
  • запрещают заходить в игровую комнату,
  • лишают развлекательных поездок,
  • кричат,
  • на линейке при всех говорят о проступке,
  • бреют наголо, бьют веником,
  • заставляют выносить мусор, убирать территорию, принуждают к другим подобным работам,
  • если ушел самовольно, не будешь получать новую одежду,
  • отправляют в психиатрическую больницу.

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:

  • применение физического и психического насилия;
  • применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
  • применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
  • лишение или ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или с их законными представителями;
  • уменьшение норм питания;
  • лишение прогулок.

Хочется отметить, что методы воспитания, в том числе наказания, обычные для семейных отношений (например, ставить ребенка в угол), могут приобретать в интернатах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью.

В некоторых интернатах, помещение на лечение в городскую психиатрическую больницу они воспринимают как суровое наказание. Их «пугают», «отправляют, не хотят лечить в школе-интернате. Лечение в психиатрической больнице является для них особенным унижением. Мы понимаем, что есть необходимость в специальном лечении некоторых воспитанников. Однако в любом случае запугивание детей психиатрической больницей недопустимо и является грубым нарушением педагогической этики. Факты запугивания воспитанников, имеющие место в некоторых школах-интернатах, а также обоснованность помещения в психиатрическую больницу требуют проведения дополнительной проверки. В частности, нам известен случай, когда ребенок трижды в течение года помещался в городскую психиатрическую больницу, потом, после обследования специалистами областной психиатрической больницы, был признан здоровым.

А вот недавно снова объявлен очередной сбор на операцию в 15 млн рублей ребёнку, который либо останется тяжелым инвалидом, либо после операции, на которую у родителей с зарплатой в 20 т.р. нет денег, сможет стать полноправным гражданином. И государство «умывает руки», перекладывая проблему на нас, на наше милосердие.

Позор такому государству, и жаль народ и страну.

«Государства обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был... лишен свободы незаконным или произвольным образом» (ст. 37 Конвенции о правах ребенка).

Довольно часто, особенно в социально-реабилитационных учреждениях, сотрудники из боязни, что дети сбегут, произвольно ограничивают их свободу передвижения: помещают здоровых детей в изолятор, ограничивают прогулки — дети по несколько дней не бывают на воздухе.

Почему - то вспомнился комментарий гражданке США к Закону «Димы Яковлева». «Дорогие друзья. Я - гражданка США, которая удочерила двух дочек полтора года назад. Им сейчас 9 и 12. Все детские дома забиты взрослыми детками. Вот они то никому не нужны. Конечно, маленьких и сладких, найдется кому усыновить - несмотря на то что у большинства - фетальный алкогольный синдром (определяется после 8 лет). Мои сидели в системе с 3 / 6 лет. Младшая к 8 годам полностью неученая, писать-читать не могла и готовилась к детскому дому 8го типа (для умственно отсталых деток). Старшая, только и ждала, когда она сумеет красится, чтобы нравится взрослым мальчикам. Тут, в США, младшая учится в программе для детей с отставанием в развитии в супер школе, учится балету и гимнастике, уже пишет, читает и по-русски и по-английски. Я не представляю чему бы они научились в России, ну наверно, как правильно красить губы».

«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода» (ст. 13 Конвенции о правах ребенка).

В большинстве интернатных учреждений о каких-либо правах информируют только старшеклассников в «школах выпускников» и, в основном, о социальных правах, связанных со статусом выпускника детского дома.

В учреждениях в доступном месте должна быть вывешена информация с полезными для детей контактными адресами и телефонами (включая психологические службы, отделы по защите прав детей, консультационные службы для детей и т.д.). Эта информация должна выдаваться на персональных «карточках» каждому воспитаннику. Необходимо предоставлять детям информацию и о состоянии их личных счетов.

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию» (ст. 16 Конвенции о правах ребенка).

В условиях коллективного проживания право на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:

  • в большинстве случаев у ребенка нет возможности уединиться, дети постоянно чувствуют на себе взгляд воспитателя, постоянно находятся в обществе других детей (по рекомендациям психологов, каждому человеку, из соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум один час в сутки наедине с собой);
  • набор личных вещей ограничен. Книги, игрушки, даже одежда не являются личными. В некоторых интернатах игрушки есть только в игровой комнате и не выносятся за ее пределы. Личные вещи иногда хранятся у воспитателей. Тумбочки детей не запираются, в некоторых случаях, например, при периодических проверках СЭС, содержимое тумбочек проверяется в отсутствии детей, у детей даже формально не спрашивают разрешения на проверку;
  • часто дети живут в переполненных группах, по 5–7 человек в спальне (до 20 человек в спальне, при этом в спальне нет тумбочек, а личные вещи хранятся в классах на первом этаже, спальни — на четвертом, что очень неудобно детям, так как в школе большая их часть — больные ДЦП);
  • в некоторых учреждениях отсутствуют кабинки в туалетах;
  • после помещения в детский дом общение с родственниками и знакомыми регламентируется правилами детского дома и не является свободным. В большинстве учреждений не создано условий для общения с родственниками и знакомыми: нет специальной комнаты для свиданий, где можно пообщаться без посторонних;
  • в детских домах не созданы условия для того, чтобы воспитанники могли свободно звонить по телефону. В некоторых интернатах специально оговаривается, что разговор ребенка должен слышать взрослый. Денежный дефицит вынуждает ограничивать время разговоров или лишает возможности звонить куда-либо вообще. Во многих интернатах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.

Многие ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. В среде персонала интернатных учреждений даже не принято стучаться при входе в спальные комнаты и в другие помещения, где предполагается самостоятельное пребывание детей. В свою очередь в некоторых детских домах и дети не стучатся, входя в кабинеты сотрудников.

Двери в комнаты старших детей должны закрываться изнутри, но таким образом, чтобы в случае необходимости сотрудники могли открыть двери своим ключом.

Возможность общения и поддержания родственных связей является одной из важных составляющих права на частную жизнь. К сожалению, администрации детских домов недостаточно уделяют внимания работе по организации общения воспитанников с родственниками и знакомыми, по созданию условий и возможностей для такого общения. Если родственники имеют желание взять воспитанника детдома на выходные или каникулы, их заставляют предварительно получить разрешение от органов опеки и попечительства. Имеют место случаи разделения детей, состоящих в родственных отношениях, по разным детским домам, что является нарушением права детей на сохранение родственных связей.

В детских домах необходимо больше внимания уделять организации встреч воспитанников с родственниками на территории детского дома. Такая работа может отчасти сгладить негативное отношение воспитанников к детскому дому, который воспринимается ими как учреждение, виновное в их разлуке с семьей. Привлечение родственников будет значительным шагом в решении проблемы побегов. Задача привлечения родственников должна позиционироваться как одно из базовых направлений работы детского дома.

Не во всех случаях воспитатели детского дома ходят на родительские собрания в школу. Кроме того, воспитанники детских домов сталкиваются с другими видами дискриминации в школе: терпят оскорбительные замечания от школьных учителей в связи с их «детдомовским» статусом.

Необходимо проводить специальную работу с директорами общеобразовательных школ, в которых учатся воспитанники детских домов, предупреждать учителей о дисциплинарной ответственности за дискриминацию детей-сирот.

Детские дома не располагают эффективными методиками адаптации и реабилитации бывших безнадзорных детей, «детей улиц» с большим «стажем» и «трудных подростков», несмотря на то, что с этой проблемой сталкиваются практически все учреждения.

Персонал учреждений настроен на работу с детьми относительной «нормы» и высказывает нежелание тратить время на «трудных» детей, считая все усилия тщетными. Эти дети часто выпадают из образовательного процесса, поскольку обычная образовательная программа, рассчитанная на детей, получивших системное дошкольное и начальное школьное образование, для них остается недоступной. Каждое образовательное и воспитательное учреждение пытается решать данную проблему по-своему. Программы, позволяющие «детям улиц» закрыть «пробел» в образовании, отсутствуют. Таких «трудных» подростков предпочитают устраивать на работу, но не решать вопрос об их образовании.

В детских домах не создано условий для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно готовить: либо отсутствуют оборудованные кухни, либо не хватает посуды или продуктов, и во всех случаях сотрудники ссылаются на запрет СЭС. Дети имеют возможность готовить пищу только на уроках труда или по праздникам, в некоторых детских домах это происходит один раз в месяц..

Воспитанники учреждений не получают средств на карманные расходы. В то же время воспитанники испытывают большие потребности в личных средствах. В условиях детского дома нет возможностей для учета индивидуальных интересов и увлечений. Стесненность в личных средствах еще более ограничивает воспитанников в проявлении своих индивидуальных предпочтений.

Ежегодно выпускаются воспитанники, не получившие основного общего образования (9 классов). Основная проблема выпускников — это жилье. Выбор профессии трудно назвать свободным: выпускникам предлагаются для поступления ПТУ с ограниченным набором профессий, в которых есть общежитие. Проблемы с работой и жильем усугубляются массой бытовых трудностей. Необходимо развивать постинтернатное обслуживание выпускников: клубы выпускников, центры адаптации выпускников, открыть социальную гостиницу.

Патронатное воспитание в детских домах развито недостаточно. Это связано с опасением потери рабочих мест или с необходимостью переобучения, если детские дома полностью переориентируются на сопровождение патронатных семей. Опасения сотрудников связаны еще и с тем, что лучших детей «разберут на патронат», а останутся такие, с которыми педагогам не хочется работать.

Препятствием для развития патронатного воспитания является отсутствие финансирования уполномоченных служб. В результате дети остаются подолгу без контроля, встречаются случаи, когда приходилось изымать ребенка из семьи из-за того, что бьют, из-за того, что патронатный воспитатель ушла в «запой», появились разногласия в семье и т.п.

Необходимо решить вопрос о создании уполномоченных служб при детских домах, где коллективы к этому готовы.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Большая часть перечисленных проблем — нарушения прав человека. При определенных усилиях они могут быть лишь сглажены, но не искоренены полностью.

Эти проблемы могут урегулироваться при создании общественного контроля за такими видами учреждений. Не надо придумывать новых органов! При каждом университете есть студенческие отряды, в которых много умных, творческих и инициативных ребят. Каждое лето они работают с детьми в оздоровительных лагерях. У них есть опыт работы с трудными подростками, причем различного возраста, и каждому ребенку они находят подход. Считаю, что с такой работой они справятся.

Задача восстановления кровной семьи должна оставаться актуальной на протяжении всего времени нахождения социального сироты в детском доме.

Во многих вопросах, касающихся реабилитации воспитанников и семей воспитанников детских домов, необходима система взаимной ответственности учреждений системы образования и социальной защиты населения.

Как правило, дети живут в серой, угнетающей, казенной обстановке. В убранстве многих детских домов мало детского, яркого, веселого.

Целесообразно проведение муниципальных конкурсов социальных проектов среди коллективов детдомов.

Задача восстановления кровной семьи должна оставаться актуальной на протяжении всего времени нахождения социального сироты в детском доме.

Во многих вопросах, касающихся реабилитации воспитанников и семей воспитанников детских домов, необходима система взаимной ответственности учреждений системы образования и социальной защиты населения.

Как правило, дети живут в серой, угнетающей, казенной обстановке. В убранстве многих детских домов мало детского, яркого, веселого.

Целесообразно проведение муниципальных конкурсов социальных проектов среди коллективов детдомов.