Лепешкина Т. Ю. "Неблагополучная семья - источник проблем ребёнка"

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
  • структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
  • отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
  • падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Современная социальная ситуация в российском обществе показывает, что в семье сегодня проблема воспитания отодвигается более значимой проблемой: выживание детей и взрослых.

Перестройка экономических отношений в России отбросила большинство семей за черту бедности, на грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип идеала семьи, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к ряду проблем воспитания. Большинство неуверенных в себе родителей не являются авторитетом и образцом для подражания у детей.

В раннем возрасте неблагоприятные условия воспитания в семье вызывают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности. Узкий круг интересов, кратковременное общение с детьми, невнимание к их актуальным потребностям не позволяют ребёнку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, вследствие этого появляются трудности в школьной и общей социальной адаптации.

В этих семьях подростки могут забросить школу, так как у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. У них нет возможности хорошо одеваться, что может вызывать определенные «комплексы» при общении со сверстниками.

180 тысяч семей в России уже занесены в черный список «неблагополучных». Их дети либо уже насильственно изъяты ювенальными службами (причем, как правило, еще до судебного решения о лишении родительских прав), либо разлука с родителями навсегда им еще только грозит.

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего. Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни. Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Один из путей к улучшению состояния — разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания. Безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития. При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.

Диагностический уровень.

Обязательными этапами диагностики являются:

  • сбор информации;
  • анализ информации;
  • постановка социального диагноза.

Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

  • наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
  • беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
  • анкета (письменный опрос);
  • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).


Реабилитационный уровень.

Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Цикл социально-педагогической помощи семьям, включает в себя все компоненты помощи:

  • знакомство, оценка проблемы;
  • планирование работы;
  • выполнение намеченных действий;
  • подведение результатов.

Взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим.

Методы:

Приемы консультирования:

  • беседа;
  • убеждение;
  • одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
  • прием активного слушания;
  • использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
  • прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
  • метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

 
Групповой уровень реабилитационной работы.

Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

  • беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
  • лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель — повышение уровня информированности клиента);
  • диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
  • дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
  • собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента.