Кошелев А. В. "Проблема образования детей и подростков"

Проблема получения качественного образования ребенка волнует многих родителей, независимо от их нынешнего социального положения. Все отчетливо понимают, что без получения отпрысками определенных знаний, подкрепленных к тому же соответствующим дипломом, рассчитывать на успех в сегодняшней жизни очень проблематично. При этом следует помнить, что родительский долг сейчас каждый выполняет в зависимости от возможностей своего кошелька. Одни отправляют детей в престижные учебные заведения Запада, другие стараются максимально использовать предложения отечественного образования. Учитывая то обстоятельство, что по объективным экономическим причинам большинству родителей просто не по карману воспользоваться первым вариантом, наилучшим выходом для них по-прежнему будет оставаться обучение ребенка в России. Где именно? Этот вопрос каждый решает индивидуально, в зависимости от собственных представлений об образовании. Тем более, что выбор альтернативных учебных заведений становится все больше. Лицеи, колледжи, частные школы уже давно стали привычными для любого города России. И все-таки даже при таком многообразии, когда, казалось бы, уже невозможно предложить что-то новое, находятся люди, которые создают совершенно нестандартную систему обучения ребенка, предполагающую, что из стен учебного заведения выйдет Личность, способная успешно решать стоящие перед нашим обществом задачи.

Но возникает некая проблема получения качественного образования детей и подростков в образовательных учреждениях, особенно касается детей, которые живут далеко от Районного центра. И чтобы им получить определённые общие знания и выйти в люди родителям приходится тратиться. Необходимость обеспечениядоступности качественного образованиядля всех школьников независимо от места жительства и на уровне удовлетворения актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества и государства является стратегической задачей всего процесса модернизации российской системы образования. Сама постановка подобной задачи заставляет пересмотреть многие стереотипные представления о критериях качества образования, в том числе доказывает необходимость переориентации образовательного процесса.

Одной из ключевых причин, тормозящих развитие образования в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Ужасная тенденция, наметившаяся в современной России, есть неуклонное снижение качества выпускников педагогических вузов. Многие из них совершенно не заинтересованы в преподавании. Их цель – получение заработной платы за свой труд и все. Нынешнюю систему образования спасает «старая гвардия» и небольшое, буквально мизерное, число молодых преподавателей-альтруистов. И это плохо. К сожалению, заработная плата в сфере образования оставляет желать много лучшего. Пожалуй, именно низкий уровень оплаты труда и есть самая большая проблема современной системы образования. Так, уже было подсчитано, что для приведения средней заработной платы в сфере образования к уровню 25-30 тысяч рублей в месяц понадобиться ежегодно, тратить 100 млрд. рублей. У государства подобных средств, само собой, нет. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, ни о каком возрождении качественного образования в России не может быть и речи. У педагогов полностью отсутствуют стимулы к преподаванию. Преподаватель может запросто уйти в совершенно другую сферу деятельности, где сможет заработать больше. Поэтому, как бы это ни звучало резко для слуха, учителями хотят стать либо энтузиасты (таких немного), либо люди, которым податься уже просто некуда (их большинство).

Несколько лет назад Россия присоединилась к Болонской конвенции и протяжении последних лет выявилось еще два фактора, препятствующих формированию сбалансированной модели профильного обучения. Во первых, по мере закрепление Единого государственного экзамена как обязательного элемента системы итогового контроля актуальной проблемой стало определение содержательной основы тестовых заданий ЕГЭ. Исходя из статуса Единого государственного экзамена освоение его содержательной основы должно быть гарантировано вне зависимости от специфики вариативных образовательных программ или специфики моделей образовательных учреждений. И поскольку в качестве такой содержательной основы стал рассматриваться базовый уровень обучения, то профильный компонент образовательных программ стал вытесняться на уровень элективных курсов (показательно, что именно такое решение оказалось отражено и в проекте стандарта общего образования второго поколения). Еще одним препятствием для формирования эффективной системны профильного обучения стал переход к обязательному 11-летнему образованию и связанный с ним отказ от концентрической модели общего образования. Конечно, двухуровневая дифференциация учебных программ в старших классах может быть вполне реализована и при переходе к линейной модели, однако направленность базового и профильного уровней обучения в этом случае существенно меняется – вместо социально значимых воспитательных и развивающих задач учебные программы базового уровня должны будут обеспечивать преемственность и целостность предметного содержания (его «линейность»), а профильные курсы окажутся в роли элективных. В рамках данной работы не стоит цели обсуждения адекватности внедрения болонской системы в российскую действительность. Но пройти мимо ЕГЭ нельзя. Внедрение ЕГЭ, как основной формы сдачи вступительных испытаний в вузы, вызвало активное обсуждение (и зачастую недовольство) среди преподавателей всех уровней. Взяв эту западную систему в первую очередь, нужно было её обработать, подогнать под нашу систему образования и пускать в действие. Но произошло обратное.