Черняева В. В. "Формирование ответственного отношения к родительству у студенческой молодежи"

В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Совершенствование института семьи является необходимым условием развития личности и социума, общественной стабильности и прогресса. По мнению многочисленных  исследователей для современной Росси характерно изменение устоев семьи, а именно, основной линией внутрисемейных отношений становится супружество, а родительство отодвигается на второй план. Поэтому уместно говорить о кризисе родительства, ярко проявляющем себя в современном российском обществе.

В психологии родительство – это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.

Юношеский возраст – это возраст становления самосознания, развития ценностных ориентаций, формирования представлений, личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые впоследствии становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Следовательно, юношество является сенситивным периодом для подготовки подрастающего поколения к различным феноменам человеческого бытия и, в частности, к родительству.

Согласно мнению многих ученых, студенты не имеют четких представлений о родительских функциях, у молодых людей система представлений о родительстве находится в стадии становления и полностью не осознана. Поэтому, одной из основных задач психолого-педагогической работы в вузе должно стать формирование готовности юношей и девушек к принятию родительской роли, воспитание осознанного, ответственного родительства.

Подготовка студенческой молодежи к формированию готовности к семейной жизни и ответственному родительству предполагает:

  1. широкую пропаганду положительного опыта семейного воспитания;
  2. формирование у молодежи активных жизненных позиций;
  3. расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, традициях и обычаях семьи, семейного уклада, семейного этикета, психологии пола и т. д.;
  4. воспитание у молодежи уважения к семейным духовно-нравственным ценностям в окружающем микро- и макросоциуме;
  5. формирование ответственного родительства через просветительскую работу;
  6. введение в учебный процесс образовательных учреждений специальных программ, курсов, спецпрактикумов, раскрывающих сущность подготовки молодежи к родительству.

Подобная работа ведется в филиале Российского государственного университета в г.Пензе по следующим основным направлениям:

  1. введение в учебный процесс специальных курсов, практикумов, раскрывающих сущность подготовки молодежи к родительству: «Семьеведение», «Психология семьи», «Практикум по психологии семьи»;
  2. проведение студенческих научно-практических конференций, посвященных различным аспектам семейных отношений. Так за период 2011-2012 гг. в филиале проведено 2 подобные конференции: «Институт семьи в современном обществе: перспективы и пути развития», «Специфика межличностных отношений в добрачный период». Участие в научно-практической деятельности, обсуждение, дискуссии – все это способствует воспитанию у молодежи уважения к семейным духовно-нравственным ценностям, расширению их знаний о семье, закономерностях ее развития, традициях, обычаях, психологии пола и т. д.;
  3. привлечение студентов к волонтерской деятельности на базе Пензенской региональной общественной организации социальной поддержки и защиты граждан «СУРСКАЯ СЕМЬЯ». Изучение положительного семейного и жизненного опыта старшего поколения, участие в организации мероприятий для детей, состоящих на учете в Центрах социальной помощи семье и детям формирует у молодежи ответственное отношение к семье и браку, рождению и воспитанию детей.
  4. психологическое консультирование студентов. Оно осуществляется преподавателями кафедры и помогает осознать особенности собственной личности, способствует развитию самосознания. Студенты обращаются по вопросам коррекции семейных взаимоотношений, проблемам отношений с противоположным полом.

Для проверки эффективности применяемых мер, мной было проведено пилотажное исследование, целью которого явилось определение особенностей сформированности представлений у студентов филиала о родительстве, их отношения к вопросу подготовки к будущему родительству.

В исследовании приняли участие 23 человека (11 юношей и 12 девушек). На момент исследования 2 человека состоят в браке, 2 – имеют по 1 ребенку.

По результатам опроса было выяснено, что оптимальным возрастом рождения ребенка 47 % опрошенных  считает возраст 24 -26 лет, 39 % указываю диапазон 21 – 23 года.

 Ответы на вопрос о планируемом в будущем количестве детей распределились следующим образом (рис 1).

image1Рис. 1. Планируемое количество детей

Готовыми к роли родителя назвали себя 43 % респондентов, 8 % сомневаются в своей готовности, а 48% опрошенных ответили отрицательно.

На вопрос «Что по Вашему мнению включает в себя роль родителя?» студенты называли в среднем по 3-4 родительские функции (см. рис.2)

image2Рис. 2.  Представления студентов о содержании функций родителей

69 % опрошенных указали, что получили важную для себя информацию в процессе освоения  курсов «Семьеведение», «Психология семьи».

Положительную роль участия в конференциях в формировании ответственного отношения к семье и детям отметили 61 % опрошенных.

В заключение хочу отметить, что эффективность деятельности вузовского коллектива по решению воспитательных задач в области формирования ответственного родительства студентов связана с реализацией продуманных технологий воспитания, которые должны быть интерактивными, творческими, рассчитанными на студенческую инициативу.

Решение проблем, связанных с формированием ответственного отношения к  родительству у студенческой  молодежи, будет эффективным при такой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, когда различные его направ­ления будут объединены задачей формирова­ния у студентов социальной ответственности за свои действия.