Телевизионная социально-политическая реклама исторической направленности как средство борьбы с разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни и как средство противодействия экстремизму.

В нынешнем российском обществе данный вид рекламы необходим как воздух. Как немедленная операция человеку, у которого развился перитонит или капельница тому, у которого проявились первые признаки ботулизма.

Слишком многие хотят сейчас стравить в непримиримой вражде народы России, разъединить их по национальности и по вероисповеданию. К сожалению, в некоторых случаях это удаётся. Если мы не хотим появления на карте России новых «горячих» точек, если мы не хотим гражданской войны, необходимо в корне обновить систему пропаганды идеи единства исторических судеб, идеи того, что жить нам вместе и жить долго, а самое главное – систему пропаганды идеи совместной защиты родной земли. И эта идея должна обосновываться на конкретных исторических примерах. А, в свою очередь, информация о данных исторических примерах должна быть подана в форме понятной и близкой сердцу каждого гражданина России, в первую очередь, представителя молодого поколения.

Без телевидения и Интернета здесь никак не обойтись. И вся загвоздка в том, что обычных телепередач, пусть даже нескольких, будет мало. Нужны социальные рекламные видеоролики, не то, что несколько раз в день, а несколько раз в час, много дней подряд. Великий русский философ Николай Бердяев утверждал: «О каждом народе нужно судить по его вершинам, а не по его низинам.» Значит, и о взаимоотношениях народов нужно судить по вершинам данных взаимоотношений, а не по низинам.

Ничто так не сближает народы, как пролитая кровь. Пролитая не взаимно, а совместно. Совместно в борьбе за святое дело. А сколько в истории России таких эпизодов. Множество. И каждый достоин фильма. Но фильм – это дорого и долго. А воспитывать общество, в первую очередь молодёжь, надо сейчас. А молодёжь так устроена, что идеалом для неё является не тот, кто торгует, а тот, кто воюет.

Нижегородский мальчик Онфим несколько веков назад на бересте изобразил всадника, поражающего копьём врага. А не купца, который продаёт дублёнки и навороченные «тачки». Извините, хотел написать кафтаны и кареты.

И Омар Хайям писал:

«Две вещи на свете, слово одно.
Во-первых, женщины, во-вторых – вино.
Но слаще женщин, вкуснее вина
Есть для мужчин – война.»

Вот эту-то особенность мужчин, особенно молодых, хорошо знают вербовщики экстремистских организаций светского и религиозного толка, вербующие в них молодёжь. И мы поэтому должны показать молодёжи буквально на пальцах, и на экране примерно следующее – вот, смотри, русские и нерусские, православные и мусульмане, иудаисты и буддисты не раз, не два, не десять, не сто, не тысячу, а много тысяч раз подряд проливали свою кровь за землю, на которой родились и выросли, за Россию, за своих братьев по оружию, неважно, какой был у них разрез глаз и в церкви или в мечети они творили молитвы Богу. И ты, молодой гражданин России не должен предать светлую память о своих героических предках, не должен слушать тех, кто призывает тебя убивать живущих рядом с тобой. Может быть, внуков солдата, который спас твоего родича в смертельной схватке.

Пример. В сражении под Фридландом в 1807 году отступление русской армии прикрывали башкирские команды и Ставропольский калмыцкий полк, которые пустили в наполеоновское войско несколько сот стрел. Башкиры сражались также на Бородинском поле и при Березине. Давайте сделаем видеоролики, изображающие эти события, с соответствующим текстом и музыкой, можно (и лучше) с песней. Только вот ролик должен быть сделан суперталантливо. Типа как реклама банка «Империал» об Александре Македонском и о Суворове. Помните: «Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с.» Да, это стоит денег. Но проводить спецоперации против экстремистов, которые плодятся как грибы после дождя, да ещё и завлекают под свои знамёна далеко не самых плохих ребят, тоже стоит денег, причёмнемаленьких. А проводить войсковые спецоперации с участием авиации, артиллерии и прочего стоит просто агромадных денег. Вот и прикиньте, что дешевле. Несколько лет назад я убеждал руководителя крупного торгового центра пустить звуковую рекламу в торговом зале, чтобы покупатели были более бдительны в связи с опасностью терактов. Руководитель отнекивался, говоря, что это затратно в материальном плане. Я сказал буквально следующее: «Если у вас в центре рванёт пол-кило тротила или, если вас расстреляют из автоматов при входе в центр, никакая сумма на обустройство звуковой рекламы профилактического характера не покажется вам слишком большой.» Подействовало, звуковая реклама была сделана и периодически транслировалась в торговом центре. Каждый час. Ну, немного отвлёкся, хотя суть та же самая.

Вернёмся к видеороликам. В пику неистовым «жовтоблакитным», которые терпеть не могут «клятых москалей» можно поставить видеоролик об эскадроне Скаржинского из Херсона, воевавшем в 1812 году, на знамени которого был изображён белый единорог. О подвигах этого соединения во славу русского оружия был наслышан сам Кутузов так же, как и о казаках Черноморской сотни, Черниговском и Полтавском ополчении. А тексты к этим видеороликам фактически были написаны давным-давно. «Не токмо стародавние сыны России,– писал участник событий 1812 года С.Н. Глинка, - но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую.»

Казахи двинули из степей свои многочисленные конные отряды. Забегая вперёд, скажу, что Москву в 1941 году защищал русский офицер казахской крови Баурджан Момыш Улы.

Как писал А.И. Михайловский-Данилевский, историк и участник Отечественной войны 1812 года: «Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они, по чувствам, родные между собой.»

А какие красочные видеоролики можно сделать на материале истории боевого пути Кавказской туземной конной дивизии, которая наводила ужас своими атаками на немцев в 1914 – 1917 годах. Недаром неофициальное название её было – Дикая Дивизия. В её состав входили Кабардинский, 2-й Дагестанский полки, Татарский (Азербайджанский), Чеченский, Ингушский и Черкесский полки. Командиром дивизии был назначен младший брат императора, Великий князь Михаил Александрович. В ней служили и русские дворяне и кавказские князья. Данная дивизия самоотверженно сражалась на фронтах Первой мировой войны бок о бок с русскими солдатами за Россию, за своё Отечество. Кабардинцы, чеченцы и черкесы прикрывали отступление русских солдат и совместно с русскими громили наголову немецкие и австрийские части.

А кроме роликов можно опять же создать комиксы, сборники рисунков на батальную тему, об эпизодах боевой жизни этой дивизии. Назвать эти сборники «Кавказские военные краски», «Дагестанские военные краски». Ещё создать журнал комиксов о совместной битве татар, русских и поляков против Тевтонского ордена в 1410 году, под Грюнвальдом. О трёх тысячах жителей дагестанского аула Гуниб, последней опорной точки Шамиля. которые ушли на фронты Великой Отечественной войны, несколько человек стали Героями Советского Союза. Также в сборниках военных рисунков можно рассказать о 420 солдатах, чеченцах по национальности, которые защищали Брестскую крепость. Или же о защитниках Дома Павлова в Сталинграде, где были и татарин, и грузин, и еврей, и таджик, и русские. И в видеороликах, и в сборниках рисунков можно привести слова нашего земляка из Пензы, фронтовика Бориса Рожкова, автора книги «Моя война – от Москвы до Берлина». Рожков сказал так: «Во время войны наряду с русскими самыми надёжными солдатами были белорусы, грузины и татары. Я им верил, как себе и положиться на них можно было как на самого себя.» Так вот пусть сборники военных рисунков под названием «Русские военные краски», «Дагестанские военные краски», «Татарские военные краски», «Кабардинские военные краски», «Черкесские военные краски», «Башкирские военные краски» попадут в руки русских, дагестанских, башкирских, татарских, чеченских парней раньше, чем брошюрки экстремистских организаций и пусть военно-патриотические рекламные видеоролики они увидят раньше, чем видеопроповеди псевдоборцов за так называемые «справедливость» и «чистоту расы». Кстати, возможны и другие варианты названия этих сборников. Например, «Русско-татарское военное содружество», «Русско-башкирская ратная дружба», «Русско-дагестанское военное братство». А для младших братьев нашей молодёжи можно и нужно сделать хорошее анимационное военно-историческое кино. Первая ласточка есть – мультфильм «Первый отряд». А для их отцов опять же сделать военно-историко-политические видеоролики о событиях, которые сыграли судьбоносную роль в истории России, да только вот о подоплёке этих событий и об их главных действующих лицах ничего, или почти ничего неизвестно в российском обществе.

Например, операция «СНЕГ» нашей советской разведки. Идею операции высказал сотрудник разведки Советского Союз Исхак Абдулович Ахмеров, татарин по национальности. А осуществил операцию Виталий Павлов, русский. А дал добро на проведение операции и курировал её Лаврентий Павлович Берия, по национальности мингрел. Целью операции было не допустить открытия военных действий со стороны японцев против СССР на Дальнем Востоке. Не вдаваясь в детали, скажу, что цель этой операции была достигнута, Япония начала воевать против американских объектов в Юго-Восточной Азии. Само собой разумеется, на СССР в этом случае она напасть уже не могла. И сибирские и дальневосточные дивизии, переброшенные зимой 1941 года под Москву с дальневосточных окраин и из Сибири, спасли нашу столицу от полчищ Гитлера, разгромив их.

Или вот, все мы знаем о Полтавской битве. А известен ли тот факт, что перед началом битвы все дороги раскисли и еврейские извозчики, балагулы, предложили Петру I подвезти ядра, порох, короче, всё необходимое. Царь согласился, боевой припас был доставлен вовремя и битва была выиграна. В благодарность Петр I дал евреям – балагулам землю в Полтавской губернии, на которой они построили два села, стали заниматься хлебопашеством.

Или же война мусульманской Турции против интервентов 1920-1922 годов. В этой войне неоценимую помощь Турции оказала Россия. Русские передали турецкой армии большое количество вооружения. В решающем сражении, выигранном турками, турецкой армией командовал Михаил Фрунзе. Кемаль Ататюрк говорил: «Было бы преступлением, если бы Турция забыла об этой помощи.»

И ещё раз повторюсь, какими должны быть социально-политические телевизионные рекламные ролики.

В первую очередь, очень талантливо сделанными. Филигранно, скрупулёзно, как ювелирные изделия, с первоклассными актёрами.

Во-вторых, очень красочными.

В-третьих, с хорошей музыкой и с текстами песен. Очень хорошо, если в одном ролике прозвучат несколько куплетов на русском языке и несколько, к примеру, на татарском или кабардинском.

В-четвёртых, военные действия должны быть показаны очень эффектно, с качественной пиротехникой и сложными трюками.

В-пятых, не просто показать эффектные военные действия, а показать, что они велись ради святой цели – спасти свою родную землю, свою Родину, своих товарищей по оружию, независимо от того, какая у них национальность или вера.

В-шестых, в некоторых роликах должны хотя бы несколько слов сказать фронтовики Великой Отечественной войны. Да, осталось их очень мало, но пусть скажут те, что остались. В крови каждого молодого человека уважение к старости, тем более к героической старости.

В-седьмых, это надо всё скомпоновать, чтобы по сути получился маленький художественный фильм. Но такой фильм, который хочется смотреть снова и снова.

В-восьмых, данные ролики надо крутить по телевидению как сейчас крутят остальную рекламу, то есть очень часто. Дорого? Полномасштабно воевать выйдет дороже в миллиард раз.

А после выхода этих роликов возможны, так сказать вариации. Можно создать на их базе настольные и компьютерные игры. Помнится, фильм Пола Верховена «Звёздный десант» был создан как раз по мотивам компьютерной игры. Можно также провести военно-историческую реконструкцию событий. Недавно в программе «Чрезвычайное происшествие» довелось увидеть реконструкцию боя между советскими морскими пехотинцами и фашистами под Москвой. Смотрелось захватывающе и было видно, что люди отдаются этому со всей душой. А теперь догадайтесь с трёх раз - где была проведена эта реконструкция? На одной из зон. Уж не помню, какого режима. Просто люди, пройдя через свои (а может и чужие) ошибки начинают лучше понимать, что главное, а что второстепенное. И как сделать так, чтобы это главное было на переднем плане нашей жизни, а не заменялось низкопробной и вредоносной подделкой. Сохранить целостность России, единство и дружбу населяющих её народов – в наших руках и это вполне нам по силам, надо только эти силы по-умному приложить, и большое, основанное на любви к Родине и к нашим детям желание сделать прекрасной нашу жизнь. Где, как писал Александр Галич в своей поэме «КАДИШ» о Януше Корчаке: «Ни войн, ни выстрелов, счастье и покой.»

Абсолютного покоя наша Россия вряд ли когда увидит, а вот стремление к счастью, уверен, не останется только лишь неосуществлённой мечтой. Будет и на нашей улице праздник.

 

Р. Андрейчук,
майор полиции, отдел полиции №2 г.Пензы